ЭФИОПИЯ

- краткая справка
- карта страны
- история
- природа, животный мир
- население
- язык
- государство и политика
- экономика
- столица Эфиопии
- достопримечательности
- виза
- авиаперелет, таможня
- транспорт, дороги
- деньги, обмен валют
- климат, погода
- советы туристам
- адреса посольств

ГЛАВНАЯ - ЭФИОПИЯ - ЭКОНОМИКА
Ведущую роль в экономике Эфиопии играет потребительское сельское хозяйство. В начале 1990-х годов более половины валового внутреннего продукта (ВВП) приходилось на долю сельскохозяйственного производства. На протяжении того же периода в ВВП росла доля торговли и услуг. С 1989–1990 по 1994–1995 финансовые годы ежегодный рост доли сферы услуг в ВВП составлял 2,4%. В 1993–1994 финансовом году на сферу услуг приходились 22% ВВП (данные включают экономические показатели и по Эритрее). До недавнего времени Эфиопия относилась к числу беднейших стран мира, и ее экономика развивалась медленно. В период с 1960 по 1974 среднегодовой рост производства не превышал 4%. Революционные потрясения привели к тому, что этот показатель в 1974–1979 снизился до 1,4%. Вследствие быстрого роста численности населения подушевой объем продукции в 1985–1995 ежегодно снижался в среднем на 0,3%. За это десятилетие темпы роста населения составляли в среднем 2,6% в год. На ухудшение условий жизни сильно повлияли также жесточайшие засухи и гражданская война. В начале 1990-х годов наметились признаки оздоровления экономики. С 1989–1990 по 1994–1995 финансовые годы средние темпы роста ВВП составили 1,9%. В 1996–1997 финансовом году ВВП возрос на 7%. Основным фактором улучшения экономического положения стали иностранные займы и финансовая помощь.

Сельское хозяйство. Умеренный климат, плодородные почвы и обильные атмосферные осадки на большей части Эфиопского нагорья создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Основные сельскохозяйственные культуры – пшеница, которую выращивают на бoльших высотах в условиях более прохладного климата, кукуруза, просо и зерновые культуры, возделываемые на более низких высотах, а также такие культуры, как дурро (разновидность сорго), тэфф (разновидность проса с мелкими зернышками, использующаяся для выпечки хлеба) и дагусса (из которой выпекают черный хлеб). Важной экспортной культурой является кофе. В 1994–1995 финансовом году его доля в экспортных поступлениях составляла 66%. Значительную часть урожая кофе собирают на плантациях штата Кэфа. Другие культуры – хлопчатник, финиковая пальма, сахарный тростник, фасоль и горох, масличные, чат (листья которого содержат наркотик), клещевина, фрукты и овощи.

Сельское хозяйство – жизненно важная отрасль для Эфиопии. В 1996 в нем было занято 85% трудоспособного населения, а сельскохозяйственная продукция составляла более 50% ВВП. Бoльшая часть крестьян ведет потребительское хозяйство, многие из них являются скотоводами-кочевниками. По крайней мере половина земель страны пригодна для земледелия, включая обширные неиспользуемые земельные площади на юге. В начале 1975 военное правительство национализировало всю землю в сельской местности, пообещав распределить ее между крестьянами. Площадь частного индивидуального земельного участка не должна была превышать 10 га, использование наемного труда было запрещено. Для проведения земельной реформы указом правительства были созданы крестьянские ассоциации. Одна такая ассоциация объединяла в среднем 200 крестьянских дворов, первоначально ассоциациям было предоставлено право решать все земельные вопросы. Позднее их полномочия были существенно расширены, включая судебные функции (мелкие административные и уголовные правонарушения), поддержание порядка, осуществление местного самоуправления. В 1979 правительство объявило о планах преобразования крестьянских ассоциаций в коллективные сельскохозяйственные производственные объединения.

17 лет правления Дэрга пагубно сказались на сельскохозяйственном секторе. Производительность труда резко снизилась из-за попыток режима провести насильственную коллективизацию и установить низкие закупочные государственные цены на сельскохозяйственную продукцию. Реализация программ по созданию новых деревень и принудительному переселению крестьян дезорганизовала социальную и экономическую жизнь в эфиопской деревне. РДФНЭ, свергнувший в мае 1991 диктаторский режим Мэнгысту Хайле Мариама, отменил контроль государства над ценами на сельскохозяйственную продукцию. Переходное правительство предоставило крестьянам право устанавливать минимальные гарантированные цены на выращенный урожай. Однако власти сохранили общественную собственность на землю.

Бoльшая часть территории эфиопских равнин из-за отсутствия орошения пригодна лишь для пастбищного скотоводства. Стада крупного рогатого скота (преимущественно зебу), овец и коз, а также лошадей, ослов и мулов (последние высоко ценятся как транспортное средство для перевозки грузов и людей) в сопровождении пастухов кочуют с места на место в поисках корма. Даже несмотря на посредственное качество выделки, шкуры и кожа составляют важную статью экспорта. В 1996 в Эфиопии насчитывались ок. 30 млн. голов крупного рогатого скота, 22 млн. овец, 16,7 млн. коз, 5,2 млн. ослов, 2,75 млн. лошадей, 630 тыс. мулов и 1 млн. верблюдов.

Горнодобывающая промышленность. Недра Эфиопии слабо изучены. Добыча золота, главным образом из бедных месторождений на юге и западе, издавна была побочным промыслом для местного населения. С конца 1960-х годов разработка богатых месторождений золота вблизи Кыбрэ-Мэнгыст (Адола) в штате Сидамо способствовала росту добычи этого металла. В 1970-е годы добыча золота сократилась, но в 1986 она составила 923 кг. Недавно в местечке Лага-Дэмби в районе Уоллега было открыто месторождение золота с мощностью ок. 500 т. В скромных масштабах осуществляется добыча и переработка железной руды. Значительные залежи железной руды и угля обнаружены в районах Уоллега, Иллубабор и Шоа, но до разработки дело там пока не дошло. Имеются сообщения, что в недрах Эфиопии, прежде всего в Огадене и Гамбеле, содержатся значительные запасы нефти и газа, и с конца 1980-х годов там проводятся геолого-разведочные работы. В стране добывают поваренную соль, однако ее не хватает для удовлетворения внутренних потребностей. Разведаны месторождения или ведется добыча в незначительном масштабе других полезных ископаемых: меди, серы, калийной соли, платины, нефти, мрамора, слюды, киновари и марганца.

Обрабатывающая промышленность в Эфиопии развита слабо, и в 1993–1994 финансовом году доля ее продукции в ВВП составляла всего 7%. В основном функционируют предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и легкой промышленности. Основные изделия обрабатывающей промышленности – ткани, продовольствие (сахар, мука, макароны, печенье, мясные консервы и томаты), пиво, обувь, цемент, мыло, алкогольные напитки, лекарства и растительные масла. Ремесленники изготавливают одежду, поделки из дерева, ковры и ювелирные изделия. Многие предприятия обрабатывающей промышленности сосредоточены вблизи городских центров – Аддис-Абебы, Харэра и Дыре-Дауа. В 1975 правительство национализировало 72 промышленных предприятия и приобрело бoльшую часть акций 29 предприятий.

Развитие промышленности сдерживается из-за нехватки электроэнергии, хотя страна обладает мощным гидроэнергетическим потенциалом, который оценивается примерно в 60 млрд. кВтЧч.

Развитие промышленности зависит от инвестиций, прежде всего иностранных. Для привлечения иностранных инвесторов в 1950 был издан правительственный указ, согласно которому все новые предприятия в течение первых пяти лет освобождались от уплаты налогов. Указ предусматривал, что капитальное оборудование может ввозиться в Эфиопию без уплаты таможенных пошлин, что участие эфиопской стороны будет сведено к минимуму, а инвестор обладает правом перевода прибыли в иностранной валюте из Эфиопии за рубеж в размерах, пропорциональных вложенному капиталу.

В 1975 правительство национализировало крупные промышленные предприятия, а также банки, финансовые учреждения и страховые компании. Социалистическая политика правительства предусматривала функционирование трех секторов в экономике Эфиопии. В государственную собственность перешли основные отрасли промышленности, природные богатства и коммунальное хозяйство. Смешанный государственно-частный сектор охватывал горнодобывающую промышленность, производство бумаги и пластмасс, строительство крупных объектов, туризм, т.е. те сферы, которые Эфиопия не могла развивать без участия иностранного капитала. Третий сектор экономики, представлявший обширное поле деятельности для частного капитала, включал оптовую, розничную и внешнюю торговлю, наземный транспорт, кроме железнодорожного, пищевую промышленность, гостиничный бизнес, небольшие предприятия разного профиля. При этом многие частные фирмы были национализированы.

Среднегодовые темпы роста в промышленном секторе снизились с 6,4% в 1965–1973 до 3,8% в 1980–1987. С 1989–1990 по 1994–1995 финансовые годы среднегодовые темпы роста промышленного производства составили 1,6%. Однако в последние годы в промышленности наметились позитивные сдвиги. Ее доля в ВВП в 1993–1994 финансовом году возросла до 7,1%, а в 1994–1995 финансовом году – до 8%. Хотя государство по-прежнему владеет и управляет некоторыми крупными промышленными и коммерческими предприятиями, правительство добилось увеличения объема частных инвестиций в экономику и ограничило экономическую роль государства.

Общественные работы. До недавнего времени общественные работы применялись на строительстве церквей, дворцов и разных общественных сооружений. После Второй мировой войны государство построило таким образом современный дворец, здание парламента, тюрьмы, больницы, школы, аэродромы и радиостанции. Кроме того, осуществлялись ремонт и содержание шоссейных дорог, строительство гидроэлектростанций, в эти сферы направлялась иностранная экономическая помощь и средства из государственного бюджета от иностранных займов. Внешняя торговля. Эфиопия экспортирует главным образом сельскохозяйственную продукцию, а ввозит промышленные товары. В 1994–1995 финансовом году более 65,9% экспортных поступлений приходились на долю кофе. Другие важные статьи экспорта – кожсырье, овощи и семена масличных культур. Главными статьями импорта являлись машины и транспортное оборудование, транспортные средства, пряжа и ткани, химические продукты (в первую очередь фармацевтические товары) и нефть. Торговый баланс Эфиопии сводился с дефицитом. В 1994 поступления от экспорта составили 372 млн. долл., а стоимость импорта – 772 млн. долл. До середины 1980-х годов основным торговым партнером Эфиопии по экспорту были США, за ними шла ФРГ, на долю которой в 1994 приходилось 32% экспорта. Главные партнеры по импорту – Саудовская Аравия (11% общей стоимости импорта), США, Италия, ФРГ, Япония и Великобритания.

Транспорт и связь. Издавна по территории Эфиопии проходили важные караванные пути. Развитие современных видов транспорта началось с сооружения франко-эфиопской железной дороги от Джибути до Аддис-Абебы (с 1981 она стала называться эфиопско-джибутийской). По завершении строительства в 1917 ее протяженность составила 782 км (в том числе 682 км на территории Эфиопии).

До начала итальянской оккупации были построены несколько шоссейных дорог, итальянцы оставили после себя много новых дорог. В период итало-эфиопской войны транспортной инфраструктуре, особенно мостам, был нанесен существенный ущерб, и ремонт дорог и их содержание тяжким бременем легли на государственный бюджет. Императорское правительство хорошо понимало роль надежных коммуникаций в укреплении центральной власти и консолидации страны. В 1995 общая протяженность дорог с твердым покрытием составляла 23,8 тыс. км. Расширение дорожной сети финансировалось из государственного бюджета и за счет иностранной помощи. В 1995 правительство Эфиопии объявило о начале реализации программы дорожного строительства, которая субсидировалась главным образом за счет кредитов ЕС и Всемирного банка.

После Второй мировой войны был создан торговый морской флот, начались воздушные перевозки. Самолеты эфиопской государственной авиакомпании летают во все штаты страны, а также связывают Аддис-Абебу со странами Европы, Азии и Африки. В 1989 объем авиаперевозок, осуществленных эфиопской авиакомпанией, составил почти половину того, что в совокупности перевезли все другие африканские авиакомпании. В стране функционируют три международных аэропорта (в Аддис-Абебе, Бахр-Даре и Дыре-Дауа), аэропорты внутренних авиалиний имеются во всех административных центрах и ряде крупных городов. Создание гражданской авиации стало возможным благодаря займам, представленным Эфиопии Экспортно-импортным банком США и Американским фондом развития. Среди других видов транспортного обслуживания можно назвать междугородние автобусные маршруты и перевозки на катерах по озерам Тана и Абая и по р.Баро. После выхода в мае 1993 Эритреи из состава Эфиопии страна лишилась портов Массауа и Асэб на Красном море. Однако правительство Эритреи предоставило Эфиопии право использовать для получения гуманитарной помощи голодающим и внешнеторговых операций порт Асэб.

Составной частью модернизации Эфиопии было расширение внутренней телефонной связи. Первые телефонные линии были проложены еще при императоре Менелике II и в дальнейшем, прежде всего во время итальянской оккупации, телефонная сеть была значительно расширена. С начала 1950-х годов телефон и телеграф связывают Эфиопию с другими странами мира.

Денежная система. В прошлом Эфиопия не знала такого понятия, как государственный бюджет. Налоги и подати, которые в основном выплачивались натурой или отрабатывались, собирались и использовались на местах. Основным источником государственных поступлений была дань, собираемая местными властями в своих владениях. Часть ее оставалась на местах, часть отправлялась императору. Основной формой налога была десятина, когда крестьяне были обязаны отдавать десятую, а то и еще бoльшую часть сельскохозяйственной продукции. Существовал также налог на скот. Помимо вышеупомянутых, было еще много местных налогов, существовала также система отработок.

В Эфиопии издавна существовали две основные формы собственности на землю. Первая форма, характерная преимущественно для северных областей, включала бессрочное владение землей общинами. Вторая форма землевладения, распространенная в центральных и южных районах, основывалась на том, что верховным собственником всей земли в стране является император, который в награду за службу или уплату дани по своему усмотрению жалует своих подданных землей. В конце 19 в. земли, прежде всего вокруг Аддис-Абебы, частично перешли в частную собственность. Существовала также гэбарная, или арендная, система, в основе которой лежала издольщина. Более или менее упорядоченная на севере, на юге она часто приводила к злоупотреблениям со стороны помещиков-землевладельцев.

Существовало немало исключений из общего правила. Император часто жаловал землю знатным людям, которые получали право на сбор десятины и налогов в форме различных отработок. Часть земель с правом сбора налогов передавалась церквям, монастырям и отдельным церковным иерархам. Повсеместно право сбора дани могло быть предоставлено в обмен на несение воинской службы. Обширные земли принадлежали лично императору и членам его семьи, все налоги оттуда поступали непосредственно в императорскую казну.

После восстановления независимости страны налоговая система претерпела глубокие изменения. Введенный в 1942 новый земельный налог учитывал плодородие почв и местоположение конкретного земельного участка, сборщики налогов назначались министерством финансов. Двумя годами позже десятина стала исчисляться в денежном выражении и была добавлена к новому земельному налогу, который стал направляться прямо в центр, что значительно увеличило поступления в государственный бюджет в ущерб доходам местных властей.

В 1975 правительство национализировало все сельские земли и ограничило предельный размер индивидуального владения 10 га. В 1978 были внесены изменения в налоговую систему, которые имели целью более справедливое распределение налогового бремени. Предусматривалось, что в зависимости от уровня доходов ставки налогообложения будут варьировать в пределах от 10 до 85%. Сбор налогов на селе был возложен на крестьянские ассоциации.

Другим важным нововведением в сфере государственной фискальной политики стало значительное повышение в 1940-х годах импортных пошлин, а также введение индивидуального подоходного налога. Все эти меры несколько ослабили налоговое бремя для крестьян. Государственные доходы выросли с 15,2 млн. долл. в 1945 до 2,8 млрд. долл. в 1987. В 1994–1995 финансовом году поступления в государственный бюджет составили 928 млн. долл. Основными источниками государственных доходов были экспортные и импортные пошлины и подоходный налог, а в послевоенные годы – иностранные займы (наиболее крупные из них были получены от Всемирного банка и США). Произошло значительное увеличение расходной части бюджета – с 15 млн. долл. в 1945 до 3,9 млрд. долл. в 1987 (в 1994–1995 финансовом году – 1,29 млрд. долл.). Главными статьями бюджетного финансирования были оборона, образование, поддержание внутреннего порядка, здравоохранение, социальное обеспечение и содержание управленческого аппарата. Внешний долг Эфиопии в 1992 составлял 4,7 млрд. долл.

Источник: Энциклопедия Кругосвет

ПОИСК ПО САЙТУ

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Животный мир Африки


Африка: обои на рабочий стол



© www.africa.org.ua 2007-2016. При использовании материалов сайта, ссылка на www.africa.org.ua обязательна.
По всем вопросам пишите на varbane@gmail.com . Политика конфиденциальности