МОЗАМБИК

- краткая справка
- карта страны
- история
- природа, животный мир
- население
- государство и политика
- экономика
- достопримечательности
- виза
- авиаперелет, таможня
- деньги, обмен валют
- климат, погода
- адреса посольств

ГЛАВНАЯ - МОЗАМБИК - ЭКОНОМИКА

Мозамбик является аграрной страной, одним из беднейших государств мира. Тем не менее, его рассматривают как развивающуюся страну с динамичной экономикой.

Сельское хозяйство. Доля сельского хозяйства в ВВП – 22% (в 2001 году). Прирост сельскохозяйственного производства составляет в среднем 6,2% (в 1998 году – 8%). Мозамбик - одна из немногих африканских стран, в которых нет «земельного голода»: плодородные земли составляют 36 млн. га, но обрабатываются только 5,4 млн. га (15%). Хозяйственное освоение новых земель осложняется опасностью многочисленных мин, оставшихся после гражданской войны. Орошаемые земли занимают площадь 120 тыс. га. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте составляет около 25%. Основные продовольственные культуры – кукуруза (70% всех зерновых) и маниока (кассава). Выращивают апельсины, арахис, бананы, бахчевые, бобовые, картофель, кокосовые орехи, кунжут, манго, орехи кешью и кола, папайю, подсолнечник, рис, сахарный тростник, сизаль, сорго, табак, хлопок и чай. Животноводство (разведение крупного рогатого скота, коз, свиней и овец) сконцентрировано в южных провинциях, где не распространена муха цеце. В большинстве хозяйств разводят кур. С 1990-х быстрыми темпами развивается рыболовство, в основном вылов креветок, акул, раков и омаров. Рост в рыболовстве в кон. 1990-х составлял до 30,5% ежегодно. Эксперты считают, что в морской экономической зоне Мозамбика ежегодно можно вылавливать до 500 тыс. т. рыбы и 14 тыс. т. креветок. В 1999 Япония выделила 3,4 млн. долл. США для модернизации рыбного порта в г.Мапуту, в том числе для установки крупных холодильных камер. Развитию лесного хозяйства наносят большой ущерб хищническая вырубка и контрабандный вывоз за рубеж ценных пород деревьев.

Промышленность. С 1993 правительство приступило к созданию промышленной инфраструктуры на основе приватизации предприятий, либерализации цен и прямых иностранных инвестиций. Доля промышленной продукции в ВВП увеличилась с 15% в 1993 до 23% в 2001. Горнодобывающая промышленность в целом испытывает хронический спад. В ходе гражданской войны закрыты и затоплены большинство шахт и рудников. Добыча и транспортировка полезных ископаемых напрямую зависят от восстановления сети железных дорог. Разрабатываются главным образом месторождения природного газа, бокситов, железной и танталовой руды, а также каменного угля. Частная израильская компания добывает изумруды и гранаты. Созданы совместные горнодобывающие предприятия с Австралией, Ирландией и Италией. В разведке нефтяных месторождений на суше и на шельфе Мозамбика участвуют американские, немецкие, французские и южноафриканские компании. Обрабатывающая промышленность основана на переработке сельскохозяйственного сырья и представлена мукомольными и мыловаренными заводами, предприятиями по очистке орехов кешью и производству растительного масла (25 тыс. т ежегодно). После многих лет застоя возрождается сахарная промышленность: восстановлен крупный сахарный завод в провинции Софала, с участием маврикийских компаний идет восстановление еще трех заводов. В 2002 произведено 60 тыс. т сахара. После 1993 построены алюминиевый комбинат, нефтеперегонный завод производительностью 100 тыс. баррелей продукции в день в г.Бейра, газовый и два пивоваренных завода, небольшие предприятия по изготовлению автомобильных шин, бумаги, железнодорожных вагонов и стекла. Работают цементный завод, керамические мастерские, фабрики по производству изделий из пластмасс, удобрений и стройматериалов. Многие предприятия работают на 50% своей мощности. В 2000 начал работать завод по сборке автомобилей марки «Фиат». Развивается швейное производство, в основном за счет увеличения числа мастерских, принадлежащих маврикийским владельцам, которые используют в трудоемком производстве более дешевый труд местных работников.

Внешняя торговля. Импорт значительно превышает экспорт. В 2003 объем импорта составил 1,14 млрд. долл. США, а экспорта – 795 млн. долл. США (в 2002 – 680 млн. долл. США). Основные экспортные товары – алюминий, копра (сушеное ядро кокосового ореха, из которого путем горячего прессования получают кокосовое масло, используемое для получения лучших сортов туалетного мыла, а также косметических товаров), лесоматериалы и строительный лес, морепродукты (в основном креветки), орехи кешью, сахар, хлопок и электроэнергия. Основные партнеры по экспорту: Бельгия (42,4%), ЮАР (17,6%), Зимбабве (5,7%), Испания (5,4%) и Португалия (4,4%) – 2002. Основные товары импорта: бумага, машины и оборудование, металлические изделия, напитки, нефть и нефтепродукты, продовольственные товары, текстиль, топливо, транспортные средства и химикаты. Основные партнеры по импорту: ЮАР (30,4%), Португалия (6,1%), США (5,2%), Индия (4,2%) и Австралия (4,1%) – 2002.

Энергетика. 97,1% электроэнергии вырабатывается на ГЭС, 2,9% – на ТЭС (г.Мапуту) за счет использования в качестве топлива каменного угля, импортируемого из ЮАР, и нефтепродуктов (2001). Основа энергосистемы – ГЭС Кабора-Басса мощностью 2075 мегаватт, построенная на р.Замбези (провинция Тете). Жители сельских районов для приготовления пищи используют дрова и древесный уголь (ок. 400 тыс. т ежегодно). Мозамбик экспортирует электроэнергию в соседние Зимбабве и ЮАР. Реализуется крупномасштабный проект по связыванию электрораспределительных сетей Мозамбика, Замбии, Малави и Танзании.

Транспорт. Системы железнодорожного сообщения, автомобильных дорог, морского и воздушного транспорта созданы в колониальный период. Главные транспортные магистрали обеспечивают транзитные перевозки грузов между портами Мозамбика и соседними странами – Зимбабве, Малави, Свазилендом, Танзанией и ЮАР. Огромный ущерб транспортной системе страны причинили почти 18-летняя гражданская война и катастрофическое наводнение 2000. На восстановление железных дорог поступает значительная иностранная помощь. Общая протяженность железных дорог в 2002 составила 3123 км. Железнодорожные линии связывают г.Мапуту с Зимбабве, Свазилендом и ЮАР, г.Бейру – с Зимбабве и г.Накалу – с Малави. В результате длительной гражданской войны сеть автомобильных дорог была практически полностью разрушена. В 1993–1998 реализовывался 5-летний план восстановления разрушенных автодорог, средства для которого выделил в основном Всемирный банк: восстановлено 11 и отремонтировано 13 тыс. км дорог, на 3 тыс. км сделано твердое покрытие. В 1999 общая протяженность автодорог составила 30,4 тыс. км (с твердым покрытием – 5685 км). В северных провинциях автодорог мало. Большинство грунтовых дорог во время влажного сезона размываются.

Туризм. Мозамбик обладает значительным потенциалом для развития туристического бизнеса: песчаные пляжи побережья Индийского океана, высокие среднегодовые температуры воздуха и воды, живописное о.Ньяса, разнообразие животного и растительного мира, обширные охотничьи угодья и условия для глубоководной охоты на экзотических рыб. Лучшее время для путешествия – июль-сентябрь.
Туризм стал важной отраслью хозяйства и сферой иностранных инвестиций еще в колониальный период. В 1972 насчитывалось около трех сотен отелей и пансионатов (в основном в городах Лоренсу-Маркиш (Мапуту) и Бейра). В 1971 в стране побывали 583,3 тыс. туристов, 80% из которых составляли белые жители ЮАР и Южной Родезии. После провозглашения независимости индустрия туризма к нач. 1980-х пришла в упадок из-за прекращения потока туристов. Ее возрождение и развитие быстрыми темпами началось с 1992. В 1996 инвестиции в туризм составили 60 млн. долл. США, а количество иностранных туристов достигло 550 тыс. чел. (в основном из ЮАР). Финансируемый Европейским союзом генеральный план развития туризма в Мозамбике разрабатывается специалистами из Дании. В 2001 страну посетили 483,7 тыс. туристов из ЮАР, Португалии и Швейцарии. В 2002 насчитывалось 45 гостиниц (на 4129 мест), которые находятся главным образом в г.Мапуту и его городе-спутнике Матоле, а также в туристических центрах городов Иньяссору и Виланкулу.

ПОИСК ПО САЙТУ

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Животный мир Африки


Африка: обои на рабочий стол



© www.africa.org.ua 2007-2016. При использовании материалов сайта, ссылка на www.africa.org.ua обязательна.
По всем вопросам пишите на varbane@gmail.com . Политика конфиденциальности