|
|
|
|
Адетокунбо Адевале Абиодун. «Гигант Африки» - Нигерия - на страницах журнала
«Азия и Африка сегодня». Материалы конференции "Россия: цивилизация, патриотизм,
культура".
Первый номер журнала “Азия и Африка сегодня” был подписан к печати 26 июля 1957
года. Назывался он тогда “Современный Восток” и был органом Института
Востоковедения АН СССР. В 1961 году (с третьего номера) журнал обрел новое
название “Азия и Африка сегодня”. Руководство Института Востоковедения и
редакция пришли к мнению, что новое название более точно и адекватно отражает
цели журнала и содержание его материалов. В 2002 году журнал отметил 45-летие
своего издания.
Подведенные итоги свидетельствовали о том, что за все время своего существования
журнал опубликовал более 10 тысяч статей по разным проблемам стран Азии и
Африки: об истории и культуре их народов, современном внутриполитическом,
экономическом, социальном и международном положении.
Африканскому континенту было посвящено около четырех тысяч статей. Освещая
положение на “черном континенте” в целом, журнал “Азия и Африка сегодня” уделял
большое внимание и отдельным странам. Жизнь Нигерии получила особое отражение на
страницах журнала: более 300 материалов (7,5 % от общего количества материалов
по всем 56 странам Африки). Подобное явление объясняется тем, что Нигерия
является самой большой страной в Африке и по площади, и по количеству населения,
и по нарастающей роли на политической арене африканского континента. Такими
геополитическими и стратегическими факторами объясняется повышенный интерес к ее
прошлому, настоящему и перспективам будущего развития.
В 60-х годах ХХ века специалисты, публиковавшие свои работы на страницах
журнала, подробно раскрывали политическую жизнь Нигерии, особенно останавливаясь
на вопросе о системе политико-административного управления в период, как до
провозглашения независимости страны, так и после. Среди наиболее интересных
работ, посвященных политическим событиям Нигерии 1960-х годов, можно выделить
статьи Е. Коршунова. Ему удалось отобразить действительную политическую картину
Нигерии и его выводы не вызывают сомнений. Коршунов написал серию статей, в
которых выделил три периода в политической в истории переход от колониальной
системы, независимое государство и первое гражданское управление 1. В своих
статьях автор знакомил читателя с процессом прекращения функционирования
гражданской администрации и формирования военной диктатуры в январе 1966 года.
Редакция журнала “Азия и Африка сегодня” всегда ставила своей целью показать
своим читателям, в каком положении находится в настоящее время Нигерия, пытается
осветить существующую ситуацию как можно более объективно.
Для читателей, интересующихся историей второй гражданской администрации и
процессом политических выборов в Нигерии, полезной является статья Л.
Прибытковского “Нигерия при гражданском правлении” 2.
Среди журнальных публикаций следует также выделить ряд статей, посвященных
значению традиционных племенных вождей. Даже в современной политической ситуации
вожди играют роль религиозных лидеров, особенно на севере страны, где население
считает эмиров потомками пророка, олицетворяющими его божественную силу. В.
Новиков и В. Черный дали определение султану как прямому потомку святого Османа
Дана Фодио, который является главой мусульман не только Нигерии, но и всей
Западной Африки. Именно он назначает высших блюстителей мусульманского права и
следит за чистотой веры.
Каковы же функции вождей, круг их прав и обязанностей? Авторы статьи объясняют
следующее: по декрету о местных органах управления 1976 года на них официально
возложены руководство советами вождей при правительствах штатов, разработка
рекомендации для местных властей, поддержание правопорядка. Кроме того, они
занимаются благотворительностью.
Говоря о правящей династии, исследователи отмечают, что на престол могут
претендовать только члены правящей семьи. Как правило, преемником умершего
правителя становится его старший сын, назначение которого должно быть
подтверждено советом вождей и правительством штата. Восхождение эмира или “оба”
на престол – крупное событие в жизни не только города, но и всей страны.
В журнале авторы исследуют исторические корни роли традиционных вождей в
обществе. В колониальный период вожди стояли во главе
территориально-политических организаций и являлись низшим звеном системы
косвенного управления страной, сохраняя за собой немало функций (сбор налогов,
административный контроль, духовная власть и т.д.).
До колониального гнета Нигерия была под контролем традиционных вождей. В языке
йоруба есть выражение “Aye Oba, aye ajerorum”. Буквальный перевод этого
изречения следующий: “Жизнь короля – жизнь, продолжающаяся после смерти”. В
культуре языка йоруба это выражение имеет большое значение не в семантическом
смысле, а в социологической функции языка. Можно толковать эту фразу так:
“король для всех, и все для короля”. В доколониальной Нигерии король в своих
руках сосредотачивал все три ветви власти. Его слова являлись законом для всех.
Король обладал большим количеством рабов, которые должны были сопровождать его
даже в иной мир после смерти их повелителя, чтобы и там продолжать служить ему.
Тема традиционной жизни, обрядов и обычаев народов доколониальной Нигерии еще не
до конца раскрыта. В этом плане журнал “Азия и Африка сегодня” прокладывает
своими публикациями путь и направление новых исследований.
В колониальный период и после провозглашения независимости страны жизнь
традиционных вождей заметно не изменилась. Только после военного переворота 1966
года были предприняты некоторые меры для ограничения роли этого социального
института в системе управления страной. Журнал “Азия и Африка сегодня” дает
интересную и полезную информацию о месте традиционных вождей в современном
обществе. Авторы журнала признают, что традиционные вожди активно участвовали и
продолжают играть важную роль в политической и культурной жизни страны, влияя на
ход исторических процессов в Нигерии 3.
Много внимания уделяется на страницах журнала вопросам традиционных верований и
роли мировых религий в современном нигерийском обществе 4.
В поле зрения авторов статей в журнале “Азия и Африка сегодня” постоянно
находится вопрос о жизни нигерийского населения, их психологии и образу
мышления.
Среди социально-политических проблем в центре внимания журнала оказался вопрос о
положении женщины в Нигерии. В публикациях журнала раскрыта одна из
специфических черт нигерийского общества, связанная с особенностями
национального менталитета. Каждый здоровый нигерийский мужчина, имеющий только
одну жену, должен нести наказание в законодательном порядке, ибо как
свидетельствует последняя перепись, число незамужних женщин в стране
увеличивается. Сторонники многоженства обосновывают свою позицию ссылкой на
ислам и традиции. Вместе с тем они указывают на серьезность проблемы
женщин-одиночек, а некоторые даже утверждают, что полигамия служит “интересам
мира” и общественного спокойствия 5.
Широко освещен в журнале и вопрос о национальной кухне. Авторы статей в журнале
условно делят блюда нигерийской национальной кухни на “южные” и ”северные” 6.
Критерий деления – продукты, составляющие основу блюд..
В южных штатах страны, в зоне влажных тропических лесов, наиболее
распространенными из продовольственных культур являются ямс и маниока. Здесь
выращивают также бананы, ананасы, апельсины и много других фруктов. В
южно-восточных штатах народности игбо имеют свое национально блюдо - “апа”,
которое обычно едят руками. На юго-западе йоруба едят “амала” и “ёба”, сдабривая
их различными соусами. Любимым блюдом является также “икокоре” (иджебу, йоруба).
На севере страны в зоне саванн основными продовольственными культурами являются
просо и сорго, дающие более или менее устойчивые урожаи даже при недостатке
влаги. На орошаемых участках выращиваются бобы, кукуруза, рис, томаты, лук, и
другие овощи. Северные штаты являются основным источником продуктов
животноводства.
Развитие внутренней торговли способствует все более интенсивному обмену
традиционными блюдами. Некоторые из них получают самое широкое распространение и
постепенно становятся популярными в масштабе всей страны. Рис, ямс и просо
являются основными для приготовления многих блюд нигерийской кухни.
Одно из самых известнейших блюд – соус “Ёгуси”, популярный во всей стране.
Готовится он легко: ломтики сухой дыни или кабачков толкут и смешивают с луком,
обжаренном в пальмовом или арахисовом масле. Сюда же добавляют перец и мелко
нарезанные помидоры. Все это тушится с куском какого-нибудь мяса или рыбы.
На основании многочисленных и разнообразных статей, опубликованных в журнале
“Азия и Африка сегодня”, можно сделать вывод о положительных результатах научной
деятельности российской интеллигенции, способствующей созданию и развитию
атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами России и Нигерии.
1 Коршунов Е. Испытания Нигерии// Азия и Африка сегодня. 1968. №10. С. 22-23;
№11. С. 24-25; №12. С. 10-11.
2 Прибытковский Л. Нигерия при гражданском правлении// Азия и Африка сегодня.
1980. №5. С.11-13.
3 Традиционные вожди в современной Нигерии// Азия и Африка сегодня. 1980. №4. С.
58-59.
4 Кочакова А. Огун - Бог войны и железа// Азия и Африка сегодня. 2000. №12. С.
62-64.
5 Женщины Нигерии // Азия и Африка сегодня.1976. №4. С. 27; Проблема семьи в
Нигерии // Азия и Африка сегодня.1966. №3. С.15; Женщины выступают за мир //
Азия и Африка сегодня. 1987. № 11.С.62-64. Брак по расчету // Азия и Африка
сегодня .1983. №4. С.28.
6 Нигерийская кухня // Азия и Африка сегодня. 1981. № 1. С. 59; Что нового в
сельском хозяйстве // Азия и Африка сегодня. 1983. С. 30.
|
|
|

Животный мир Африки
 Африка: обои на рабочий стол
|