|
|
|
|
Аве Адеронке. Конфликты в Африке //
доклады Круглого стола "Новый мировой порядок" чреват мировыми катаклизмами? (По
страницам новейшей политической литературы Запада)
Приобретение странами Африки своей независимости от колониальных держав
происходило в ходе жесткого противостояния, зачастую принимавшего формы
вооруженных конфликтов (Алжир, Ангола, Гвинея-Бисау, Египет, Зимбабве, Конго,
Кения, Мозамбик, и др.). Постколониальный эпоха характеризуется отнюдь не
ослаблением, а расширением и усилением вооруженной борьбы. В 60-е - 80-е годы
полагали, что это, прежде всего, является следствием противостояния СССР и
западных стран. Но эскалация конфликтов в Африке в 90-е годы, многие из которых
приобрели размах полномасштабных войн, указывает на более глубокие причины
сложившейся ситуации, в которой внешнее вмешательство - лишь одна из
составляющих африканской трагедии. Общее число погибших в постколониальных
африканских войнах уже превышает 10 млн. человек, большинство из которых мирные
жители. Многие десятки миллионов остались без крова и работы, миллионы людей
стали вынужденными беженцами или перемещенными лицами.
Слабые, несовершенные, чуждые местным социумам государственные структуры часто
не в состоянии не в состоянии справиться с межэтническими и межконфессиональными
проблемами, когда каждая этническая группа отстаивает свои собственные,
эгоистические, интересы. Данная ситуация характерна как для стран, находившихся
под управлением военных структур, так и для формально гражданских, даже
"демократически" созданных режимов.
К большому сожалению, ООН не может похвастаться положительными достижениями в
области предотвращения или урегулирования военных конфликтов в Африке. Их число
не сокращается, в то время как военнослужащие ООН все чаще оказываются
вовлеченными в боевые действия, или попадают в заложники к вооруженным
группировкам, а иногда и под перекрестный огонь противоборствующих сторон.
Конфессиональные и/или этнические стереотипы и убеждения как вновь возникающие,
так и древние, социально-этническая или религиозная психология послужили
основными факторами нестабильности в ходе развития или провоцирования
конфликтов. Борьба за ресурсы, власть или территорию сопровождается опасениями
за собственную самоидентификацию - за судьбу своего этноса или конфессиональной
группы, свою безопасность. Традиционное сознание создает образ врага в
достаточно жестких формах, при этом достижение компромиссов, налаживание
сотрудничества и взаимопонимание становятся крайне проблематичными. Несмотря на
то, что демократические принципы сосуществования различных конфессий и
этнических групп законодательно закреплены во многих конституциях и актах, на
практике они игнорируются. Та или иная религиозная или этническая элита
полагает, что имеет особые преимущества, а также определенные исторические
заслуги, позволяющие именно им претендовать на высшие должности в армии,
администрации, на большую долю доходов и собственности. В условиях постоянной
конфронтации в людях воспитывается фанатичная преданность интересам своей
группы, зачастую доходящая до полного отрицания прав другой группы. Политики
используют любые методы для сплочения той или иной этнической или
конфессиональной группы против другой. С помощью средств массовой информации
укрепляется групповая сплоченность, фанатизм, находится оправдание любым
действиям, включая самые жестокие, по отношению к другой группе. Отрицательные
стереотипы и образ врага искусственно культивируется и закрепляются в сознании
населения участниками конфликтов. Более того, негативное восприятие другого
этноса или другой конфессиональной группы порой целенаправленно культивируется
правящей верхушкой для того, чтобы стимулировать продолжение войны и отвлечь
большую часть населения от внутренних социально-экономических проблем.
В качестве иллюстрации данных проблем возьмем, например, два африканских
государства, продолжающих в той или иной мере страдать от внутренних затяжных
конфликтов - Нигерию и Либерию.
Независимость Нигерии была провозглашена 1 октября 1960 г. Страна под названием
Федерация Нигерии стала суверенным государством в рамках Британского
Содружества. 1 октября 1963 г. Нигерия стала Республикой. История страны
изобилует военными переворотами, во главе которых обычно стояли представители
мусульманского севера - Муртала Р. Мухаммед, Ибрагим Б. Бабангида, С. Абача.
После смерти последнего 8 июня 1998 в ходе демократических выборов в итоге 29
мая 1999 г. победил бывший политический узник, уже однажды правивший страной и
позволивший когда-то привести к власти первое гражданское правительство, О.
Обасанджо, представитель народности йоруба.
Накал внутриполитической борьбы в Нигерии, где правительство более - менее
контролирует ситуацию, пока не перерос в междоусобную войну, благодаря тому, что
президент О. Обасанджо является выдающимся лидером государства. Но религиозные и
межэтнические столкновения за последние годы стоили жизни более чем 2000
человек. Бедность, безработица, коррупция, и другие социально-экономические
проблемы подогревают нетерпимость людей из разных этнических и конфессиональных
групп друг к другу.
Мусульманские вооруженные группы нападают на представителей других этнических и
религиозных групп в северных штатах, особенно в городе Кано, где доминируют
хауса, вытесняя христиан йоруба. В дельте реки Нигер, богатой нефтью, регулярно
происходят вооруженные столкновения между представителями этносов итсекири,
урхобо и иджо. В 1999 году всего лишь за неделю конфликтов, связанных с
перераспределением правительственных субсидий и распределением нефтяных доходов,
здесь погибло несколько сот человек. В юго-западном городе Сагаму йоруба убили
почти 60 человек из народности хауса. В городе Кано было убито примерно столько
же йоруба.
В феврале 2000 года произошли столкновения между христианами и мусульманами в
Кадуне. По разным данным, погибло более 400 человек обеих сторон. Вмешательство
армии, переброска войск из центральной Нигерии и Лагоса сумели остановить
эскалацию насилия, которое грозило перерасти в малую гражданскую войну.
Христиане стали мигрировать на юг, в Лагос, на юго-запад или в Восточную
Нигерию.
Шариат стал знаменем северной политической элиты, которая использует религию для
осуществления собственных политических амбиций. В ответ на это появились группы,
которые выступают за самоопределение йоруба, а в районе дельты Нигера усилилось
движение местных этносов за автономию.
Президент страны О. Обасанджо, хорошо понимая, что необходимы изменения во
взаимоотношениях между центром и регионами, занял нейтральную позицию в
отношении введения шариата, хотя это и противоречило светской конституции
Нигерии.
К 2001 г. мусульманское население преобладало в 18 северных штатах. В 9 из них
уже был официально введен шариат, а еще в одном штате - фактически. Это вызывает
опасения христиан оказаться в северных штатах на положении людей второго сорта.
Напряженность между Севером, с одной стороны, и Западом и Востоком - с другой,
растет. Многие губернаторы уверили Обасанджо, что применение шариата будет
ограничено. Но сами они не в состоянии контролировать сложившуюся ситуацию и
понимают, что их собственное будущее, то есть переизбрание, напрямую зависит от
поддержки со стороны мусульманских активистов и улемов. Сообщения из Нигерии о
погромах, столкновениях и убийствах, совершенных на религиозной и этнической
почве, приходят все чаще.
Внутриполитический конфликт в Либерии имеет давнюю историю. Республика была
создана в 1847 г. освобожденными чернокожими рабами из США. У Вашингтона в этой
стране, богатой железной рудой, каучуком и алмазами, свои сугубо экономические
интересы. Правивший режим во главе с американо-либерийцами был хорошо отлажен. В
70-80 годы политическая элита начала проводить тоталитарный курс - начались
убийства, репрессии, гонения "инакомыслящих" политиков. Так продолжалось до 1997
года, когда в стране прошли чуть ли не первые демократические выборы. На них
победил Чарльз Тейлор. Однако и он через некоторое время с демократией
"завязал", постепенно устранив из правительства всех деятелей других
политических движений Либерии. Это, естественно, не понравилось тем самым другим
политическим движениям, и в стране начались восстания, стали постоянными
нападения на правительственные войска. В итоге разразилась гражданская война,
которая до сих пор и продолжается. При этом повстанцы за эти годы уже
неоднократно подходили вплотную к столице Монровии, но так ее и не брали.
Руководство ЭКОВАС заявило, что оно не признает нового правительства и
конфликтующим сторонам необходимо вести переговоры. Эти переговоры с переменным
успехом, заключавшимся в периодическом перемирии, велись до сих пор. Летом
прошлого года боевые действия возобновились, повстанцы вновь подошли к Монровии
и чуть было ее не захватили.
Главной целью вооруженной оппозиции является отставка президента страны Чарльза
Тейлора, который, по ее мнению, является главным виновником вооруженного
конфликта в стране, человеком, не способным вывести ее из глубокого
экономического кризиса.
Между тем экономика страны находится в очень бедственном положении. С началом
гражданской войны из страны ушли все иностранные компании, даже американские.
Сельское хозяйство захирело, месяцами не выплачиваются зарплаты. Либерия
находится еще и под санкциями ООН. Совет Безопасности ООН единогласно принял в
мае этого года резолюцию, продлевающую еще на год и расширяющую действие
международных санкций в отношении Либерии. Они включают в себя эмбарго на вывоз
всех необработанных алмазов из Либерии, запрет на поставки в эту африканскую
страну любых видов вооружений, а также ограничения на зарубежные поездки
либерийских высших должностных лиц. С 7 июля этого года к ним добавился
10-месячный запрет на вывоз из Либерии всех видов круглого леса и
лесоматериалов.
Совет Безопасности постановил, что правительство Либерии "не выполнило в полном
объеме требования, содержащиеся в резолюции 1343", принятой два года назад.
Тогда против Либерии был введен режим санкций за то, что она оказывала поддержку
повстанцам из Объединенного революционного фронта (ОРФ), воюющего против
правительства соседней Сьерра-Леоне. В частности, известно, что Монровия активно
помогала боевикам ОРФ сбывать добытые на территории Сьерра-Леоне алмазы и взамен
поставляла им оружие и боеприпасы, подпитывая таким образом вооруженный
конфликт. СБ констатировал, что Либерия продолжает оказывать "активную
поддержку" и другим "вооруженным повстанческим группам в регионе, и в частности,
повстанцам в Кот д'Ивуаре" и вообще дестабилизирует регион Западной Африки.
Международное давление на президента Либерии усилилось после того, как в столице
государства Монровии прошли многотысячные антитейлоровские демонстрации. Митинги
протеста в стране начались в связи с жестокой междоусобной войной, в ходе
которой за последнее время погибло уже около 1000 либерийцев.
Обе повстанческие группировки отказались от проведения мирных переговоров с
президентом и потребовали, чтобы он покинул страну. Чарльз Тейлор согласился на
это и попросил политического убежища у нигерийских властей, но при условии
появления в стране международного миротворческого контингента.
В июне этого года правительство Либерии сообщило о начале переговоров с
различными государствами, в том числе и США, о возможности отправки в Либерию
миротворческой группировки. Как считает Монровия, только это позволит
предотвратить сползание страны к полномасштабной гражданской войне.
Государства западно-африканского блока уже пообещали направить в Либерию
5-тысячный миротворческий контингент. Об этом заявил президент Ганы Джон Кофи
Агьекум Куфуор во время визита в страну министра иностранных дел Франции
Доминика де Вильпена. По словам лидера Ганы, Франция также готова оказать помощь
в урегулировании конфликта в Либерии.
В свою очередь, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан уже обратился к Совету
Безопасности ООН с просьбой срочно принять решение об отправке в Либерию
миротворческого контингента. Как считает К. Аннан, члены СБ ООН должны провести
экстренную встречу для обсуждения ситуации в африканской стране. В связи с тем,
что США пока отказались вмешиваться в дела Либерии, с которой имеют тесные
связи, К. Аннан заявил, что взять ситуацию под контроль "должны члены СБ ООН".
В самом начале июля Президент Либерии Чарльз Тейлор согласился выполнить
американский ультиматум - оставить свой пост и покинуть страну - в случае, если
контроль над ситуацией возьмут на себя международные миротворческие силы,
передает Reuters.
6 июля, в воскресенье, Чарльз Тейлор (Charles Taylor) принял предложение о
предоставлении ему политического убежища в Нигерии, сообщает AP. Однако
отказался сообщить, когда он покинет страну.
В тот же день вечером в Либерию направилась группа из 15 американских военных
инспекторов. В их задачу входила оценка обстановки в стране перед возможным
вводом туда миротворческого контингента.
Чарльз Тэйлор настаивал на том, что он покинет Либерию только тогда, когда
возглавляемые США миротворческие силы возьмут в свои руки контроль над ситуацией
в стране. Кроме того, он хочет, чтобы его отъезд прошел "в законном порядке, без
кровопролития".
"Я полагаю, что небезосновательно было бы просить, чтобы это было законное
сложение полномочий", - заявил Тэйлор на совместной пресс-конференции с главой
Нигерии Олусегуном Обасанджо (Olusegun Obasanjo).
Такой способ решения проблемы не устраивает ООН, которая собирается привлечь
Тейлора к международному суду за совершение военных преступлений и оказание
помощи повстанческим силам во время гражданской войны в соседней с Либерией
Сьерра-Леоне.
12 августа в либерийской столице - Монровии - состоялась церемония передачи
власти вице-президенту Мозесу Бла, который будет руководить страной до 2
октября, когда состоятся выборы. 11 августа Тэйлор прибыл в Нигерию, которая
предоставила ему убежище. Международная правозащитная организация "Хьюмэн райтс
уотч" наряду с ООН призвала привлечь Тэйлора к суду за военные преступления. Он
считается одним из главных виновников многолетней гражданской войны, в ходе
которой погибли десятки тысяч жителей Либерии.
* * *
Сведения об авторе:
Аве Адеронке, аспирантка кафедры политических наук РУДН
|
|
|

Животный мир Африки
 Африка: обои на рабочий стол
|